Методологические подходы к прогнозированию цен на хлеб в Украине

Аннотация.

В статье исследуется состояние рынка хлеба и хлебобулочных изделий в Украине на основе метода экспоненциального сглаживания. Важным аспектом анализа состояния хлебопекарной промышленности является вопрос ценообразования на продукт номер один в Украине – хлеб и хлебобулочные изделия. Целью данного исследования было проанализировать уровень цен на хлеб в региональном разрезе, выявить тенденции и факторы, которые влияют на них, а также предложить модели, на основе которых целесообразно делать оперативные прогнозы цен на хлеб. Исследование выполнено на основе данных мониторинга средних потребительских цен на хлеб пшеничный из муки первого сорта по месяцам 2017 и 2018 годов в выделенных регионах, Киеве и Украине в целом. Выбор районов обусловлен их территориальным расположением, а выбор вида хлеба обусловлен стабильной популярностью у потребителей. Проанализирована динамика цен на продукцию, в частности в региональном аспекте. На примере пшеничного хлеба, изготовленного из муки первого сорта, видны значительные отличия в уровне цен на эту продукцию по регионам. Выявлены тенденции изменения цен и их зависимость от таких факторов как цена на муку, цена на бензин А-95, заработная плата. Показана целесообразность использования для оценки цен на хлеб моделей на основе рядов динамики методом экспоненциального сглаживания. Подтверждается высокая точность приобретенных моделей. Предлагаемый в статье подход может быть использован промышленностью для построения моделей прогнозирования цены на продукцию как ориентира для принятия управленческих решений по реальной цене. Выполнение этих расчетов онлайн на компьютере даст предприятиям определенные преимущества перед конкурентами, а также возможность планировать свои экономические показатели на желаемом уровне

Ключевые слова: моделирование процессов ценообразования, метод экспоненциального сглаживания, пищевая промышленность, конкурентоспособность продукции

https://doi.org/10.48077/scihor.24(4).2021.97-106