ДИВЕРСИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД К КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОМУ УПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ ГОСТИНИЧНО-РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА

Аннотация.

Актуальность исследования диверсификационного подхода к клиентоориентированному управлению деятельностью субъектов гостинично-ресторанного бизнеса обусловлена  необходимостью поиска направлений управления бизнесом в условиях углубления экономического кризиса. Гостинично-ресторанный бизнес в Украине длительное время находится в кризисном плато, которое изменяется по типам и характеру воздействия и с течением времени только обостряет рыночные и экономические риски. Вирусная эпидемия, которая остановила деятельность многих субъектов гостинично-ресторанного бизнеса, направила внимание ученых и практиков важность ослабления рисков с помощью других отраслей экономики, которые меньше пострадали, или наоборот – выиграли от карантинных ограничений. Отмена бронирования услуг вызвала значительные потери, и только субъекты гостинично-ресторанного бизнеса, которые должны финансовый запас безопасности и/или диверсифицированный бизнес, смогли остаться на рынке и использовали это время именно на усиление клиенториентированности через CRM-системы, брендинг, занялись разработкой диверсификационных бизнес-концептов в рамках концентрированной диверсификации. Целью статьи было определение теоретических аспектов формирования политики диверсификации и развития клиентоориентированности субъектов гостинично-ресторанного бизнеса. В статье обработаны внутренние возможности гостинично-ресторанного субъекта к переориентации, перепрофилированию и диверсификации бизнеса, определенных на основе молекулярного моделирования сервисной системы отеля. Для обработки особенностей диверсифицированного подхода были применены ряд общенаучных и специфических методов, которые позволили сформулировать теоретические положения направлений диверсификации. Ограниченность в доступе к коммерческим результатам деятельности субъектов гостинично-ресторанного бизнеса в условиях пандемии создала определенные информационные пробелы в разработке практик применения клиентоориентированных инструментов и технологий, сфер распространения диверсификационных мероприятий. Поэтому дальнейшими направлениями исследований является изучение успешных результатов диверсификационной деятельности субъектов гостинично-ресторанного бизнеса как в Украине, так и мире

10.48077/scihor.23(11).2020.88-100